Мое тело. Тело, как форма моего уникального существования. Я принимаю себя? Я нравлюсь себе?
В подростковом возрасте завершается формирование представлений о теле, его формах и пропорциях. Первоначальные представления, как правило, отличаются критичностью, ригидностью и стремлением соответствовать стереотипным идеалам маскулинности и фемининности.
Телесная идентичность – осознанная тождественность образа физического Я и представлений о своем теле в реальности.
Тревожные звоночки. Принимает ли ребенок, подросток себя, свое тело? Уверен ли в любви и поддержке родителей?
Принятие: положительное отношение к пище, занятиям спортом. Уверенный в себе.
Сомнения в отношении собственного тела:
не нравятся отдельные части тела,
активные занятия спортом,
стремление соблюдать диету,
косметические процедуры, "тюнинг".
Неприятие телесности, проявления аутоагрессии:
неприятие внешнего вида в целом,
множество татуировок,
хронический травматизм,
нанесение себе порезов, пирсинг,
окраска волос в яркие цвета,
отказ от танцевальных занятий.
Нарушения телесности, невротическое развитие личности:
искаженные представления о своем теле,
выраженная неудовлетворенность массой тела,
чувство вины по поводу съеденного,
ситуативное переедание,
излишня потливость,
обгрызенные ногти.
Девочке не просто стать женщиной. Биологически - это факт, но путь присвоения себе своей женской идентичности - это сложный путь.
Мама - это главный человек в нашей жизни, наш первый объект любви. Какая она была, как она относилась к дочери, как удовлетворяла ее потребности. Какая эмоциональная связь сформировалась в контакте с матерью? Как она смотрела на свою дочь?
Девочка присваивает себе женскую идентичность через маму: Я хочу быть похожей на свою мать? Я такая же как она? Мне нравится тело матери, я хочу быть такой же как она?
Если мама была холодная, отвергающая, в послеродовой депрессии, или наоборот нервная, истеричная, то у дочери может быть конфликт со своим телом, с едой, со своей сексуальностью.
Так же важен в жизни девочки и отец. Какие у них были отношения с матерью? Как он вообще относится к женщинам? Что говорили о женщинах в семье? Как он смотрел на свою дочь? Он гордился ей восхищался или нет?
Это все влияет на то, как будет проходить ее психо- сексуальное развитие, формироваться у девочки ее самосознание, ее самоценность, ее самооценка: Кто Я? Какая Я?
В том числе и ее женская идентичность. Будет ли она хотеть быть женщиной? Она будет считать себя красивой или нет?
Женское тело - факт. Признание своей женской идентичности произошло или нет, вот вопрос? Если нет, то у девушки, женщины будет внутренний бессознательный конфликт. Это может проявляться по-разному:
1. Отрицание вообще факта, что ты женщина. Папа хотел мальчика, не хочу быть девочкой, хочу быть мальчиком.
2. Неприятие гендерной роли. Мужчинам лучше, легче живется. Я хочу быть мужчиной, а не женщиной.
2. Неприятие своего тела, его женственных форм в подростковом возрасте. Такая девушка будет стричь коротко волосы, носить мужскую или мешковатую одежду, бинтовать грудь.
3. Не хочу становиться женщиной, потому что тогда надо строить отношения с мужчинами, а я в них разочарована, их не терплю, боюсь и т.д. Детская травма, страх мужчин, отца. Страх изнасилования.
4. Неприятие своей женской сути, отказ от беременности и родов.
5. Не видит красоты в своем женском теле, слишком мягкое, рыхлое тело. Я слишком толстая, слишком худая и т.д. Надо быть такой же мускулистой и загорелой как мужчина. Иметь такое же упругое тело.
6. Не считает свое тело красивым, сексуальным. Такая девушка все время будет сидеть на диетах, часто ей ставят диагноз Расстройство пищевого поведения РПП. Конфликт с едой. Она будет считать калории, разделять еду на плохую и хорошую. Еда - это зло.
7. Я не интересна, не значима, как личность, привлекает только мое тело. Проституция. Неразборчивость в связях.
8. Мое тело грязное, греховное, меня надо наказать. Жертва насилия.
Проблемы со здоровьем. Психосоматика.