Жизненный сценарий. Родительские программы.
Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Он определил жизненный сценарий, как «неосознанный план жизни».
«План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Сценарий обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей и окружающей среды, но и от характера и особенностей самого ребенка, его выбора, его темперамента и т.д.
У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.
Родители воспитывая своих детей, сами того не осознавая, являются для них теми волшебниками, которые способны как "заколдовать" на успех в жизни, так и "наслать проклятие".
Как мы уже выяснили, сценарий начинает складываться уже в раннем возрасте на основе эмоциональной привязанности с родителями, главным образом с мамой. Формируется базовое доверие или недоверие к миру, складываются определенные убеждения относительно:
- себя самого («Я хороший, со мной все в порядке» или «Я плохой, у меня не все в порядке») и
- окружающих, прежде всего родителей («Ты хороший, с тобой все в порядке» или «Ты плохой, с тобой не все в порядке»).
Эта базовая установка формирует первоначальный каркас, основу сценария, того, кем будет ребенок в будущем: «молотом» или «наковальней». Такой каркас Эрик Берн называет жизненной позицией человека.
Следующий шаг в развитии сценария — это поиск сюжета, который отвечает на вопрос «Что случается с такими, как я?».
Сценарный финал: благословение или проклятие
В те же ранние годы ребенок определяет и финал своего сценария, основываясь на «благословления» родителей или на «проклятьях». Под финал формируется и сам сценарий, т.е. то, как человек будет жить, чтобы прийти к такому финалу?
Родительские ожидания могут звучать, как благословение, например: «Будь великим!» «Будь известным художником, как дедушка!» «Будь великим шахматистом или математиком, как папа!»
Один из родителей кричит в порыве гнева ребенку: «Пропади ты пропадом!» или «Чтоб ты провалился!» — это смертные приговоры и одновременно указания на способ смерти. То же самое: «Ты кончишь, как твой отец» (алкоголик) — приговор на всю жизнь. Это сценарный финал в форме проклятия. Формирует сценарий неудачников.
Надо понимать, что ребенок все прощает и может не принять такое решение.
Родительские предписания
Родительские предписания - самый важный элемент сценарной матрицы.
Предписания дают рекомендации: «Что хорошо, а что плохо?» «Будь хорошим мальчиком!» «Хорошие девочки себя так не ведут!» «Мальчики не плачут!» «Надо слушаться старших!» «Нельзя обижать младших!» и т.д.
Предписания — это то, что нужно делать (приказы), что можно делать (разрешения) и то, чего делать нельзя (запреты)., который варьируется по степени интенсивности.
Драйвер, который запускает сценарий
Драйвера – это предписания родителей, это разрешения. Это как хорошо и как надо делать. Это побуждающие установки к действию, определенному поведению. Существует пять классических драйверов:
Будь лучшим! Человек живущий с таким драйвером постоянно стремиться к успеху, постоянно самосовершенствуется, стремиться быть первым и самым лучшим во всем, каким бы делом он не занимался. Данный драйвер считается не нереализуемым, так как, независимо от уровня совершенства, человек будет считать себя недостаточно хорошим.
Старайся. У человека с таким драйвером на первое место выходит подготовка к действию, при этом до самого действия дело не доходит. Вместо того, чтобы по-настоящему что-то делать, он лишь пытается, старается. И все его «дела» сводятся лишь к подготовке, так и не добравшись до цели.
Радуй других. У человека с таким драйвером ярко выражено желание угодить окружающим, при этом собственные интересы страдают. Нарушен баланс между Брать и Давать. Им сложно сказать «нет». Не умеют принимать подарки, похвалу, смущаются.
Будь сильным. Жизнь – сложная штука. Расслабляться некогда, надо бороться и преодолевать препятствия. Не хнычь, не жалуйся. От человека с таким драйвером сложно добиться каких-то эмоций. Это трудоголики. Такому человеку сложно сказать стоп. У него рано формируется внутренний конфликт между Хочу и Надо. Гиперответственность.
Спеши. Люди с таким драйвером вечно куда-то спешат. Жизнь коротка, надо спешить! Надо все успеть! Некогда отдыхать. В результате переутомление, стресс, невроз.
Запреты
Запреты формируются родителями из самых лучших побуждений, из желания оградить детей от неприятностей. Родители все время повторяют детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате может вырасти человек с несколько заниженной самооценкой, который всего боится, звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.
Классификацию негативных жизненных сценариев предложили Боб и Мери Гулдинг.
- Не живи. Такой запрет часто получают нежеланные дети (умри). «Да, чтоб ты провалился!» «Как хорошо было, когда тебя не было». «Как ты мне надоел, так и прибил бы тебя!»
- Не будь ребенком! Часто такой запрет получают старшие дети. «Не играй, не балуйся, не твори, не будь собой!»(Будь ответственным, будь взрослым!)
- Не взрослей! Часто такое послание получают младшие или поздние дети. «Не расти! Оставайся маленьким!» (Будь зависимыми и инфантильным).
- Не будь собой! Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Второй случай попадается намного чаще – это сравнение с другими, в результате: «Не будь собой. Будь как …»
- Не твори! Не будь спонтанным! Родители с целью призвать их к порядку, все время бьют по рукам, дают такие запреты: «Не пой», «Громко не смейся», «Веди себя прилично». А в результате получается: «Не твори! Не радуйся! Не проявляй себя!»
- Не будь успешным! Не будь богатым! Это опасно! Не делай это! Лучше синица в руках, чем журавль в небе!
- Не высовывайся! Не будь первым! Не будь лучшим! Не будь известным! Это опасно. Кругом зависть. Будь скромным, тихим, исполнительным! Мимикрируй. Подстраивайся под других.
- Не принадлежи (какому-то сообществу). Это не для тебя. Ты особенный, не связывайся с ними. Мы не такие, как они (все). (это может быть как со знаком «+», так и со знаком «-«).
- Не сближайся (не будь эмоционально близким, открытым). Людям нельзя верить, обманут. Не открывайся, обидят, причинят боль. Кругом враги.
- Не чувствуй (не показывай свои эмоции, будь сдержанным). Мальчики не плачут! Девочки не орут! Контролируй себя! Держи лицо! Родители могут обесценивать чувства, преуменьшать их значимость: Ну, что ты можешь чувствовать? Это ерунда!
Личный пример. Делай как я!
Сила личного примера. Чтобы родители не говорили ребенку, он все равно больше ориентируется на поведение родителя, на его действия. Родители для ребенка, особенно в раннем возрасте являются эталоном во всем, образцом для подражания. А дети они как губки впитывают все семейные способы общения, и воспринимают их как образец, применяя в дальнейшем в обществе. Поэтому важно, какой пример поведения родители вам преподнесли? Следовали ли они сами своим предписаниям? Важно понять, какие у них были мотивы, чтобы давать вам такие рекомендации и советы? И это станет для вас ключом к «расколдовыванию».
Как освободиться от власти сценария?
Эрик Берн вводит такое понятие, как «расколдовывание», или внутреннее освобождение. Оно отменяет предписания и запреты, освобождает человека из-под власти сценария.
Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются разрешение, которое освободило бы его от всех приказов. Разрешение — главное орудие в борьбе со сценарием, ибо оно в основном дает возможность освободить человека от предписания, наложенного родителями.
Задание
Продолжите предложение. Пишите не задумываясь, все, что приходит в голову. На каждую фразу, можно написать 3-6 продолжений.
Мне надо… Мне не надо…. Я должен….. Я не должен…. Мне можно….. Мне нельзя…..
Таким образом можно выявить ваши личные запреты и разрешения.
Нужно разрешить себе все то, что вы написали. Например:
Мне надо все время спешить, мне надо радовать маму и т.д. Все в порядке, я разрешаю себе жить в своем ритме. Я сам выбираю кого мне радовать и для чего?
Мне не надо печалиться, мне не надо долго болтать по телефону и т.д. Все в порядке, я сама решаю, что мне делать и я сама выбираю, что мне чувствовать. Я разрешаю себе печалиться, я разрешаю себе испытывать разные чувства.
Я должен себя хорошо вести, быть послушным. Я должна быть всегда вежливой и приветливой. Все в порядке, это я выбираю каким мне быть, я веду себя так, как считаю нужным согласно обстоятельствам. Я выбираю быть вежливой и приветливой.
Мне нельзя быть эгоистичной, некрасивой, толстой и т.д Все в порядке, это я решаю какой мне быть!