Как понять, ваш сценарий Победителя или Неудачника?

Людей всегда волновал вопрос: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?

Как мы уже выяснили, что наш жизненный сценарий – это неосознанный план жизни, который ведет нас по своему пути на уровне бессознательного. Сценарий жизни – это то же, что и судьба.  А как известно, что от судьбы не убежишь. Так ли это на самом деле?

Если есть желание и мотивация, то совершенно точно, любой сценарий можно изменить. Тем более на сегодняшний день у психологов в распоряжении имеется много разных инструментов, позволяющих достаточно за короткое время получить отличные результаты.

У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.

От этих установок зависит будет ли это сценарий Победителя по жизни или это сценарий Побежденного, будет ли это сценарий счастливого и эффективного человека или сценарий человека несчастного, зависящего от обстоятельств.

Как мы помним, у ребенка сначала формируется базовая позиция: Кто Я? Какой я? Эта базовая позиция формирует первоначальный каркас, основу сценария, того, кем будет ребенок в будущем: «молотом» или «наковальней». Следующий шаг в развитии сценария — это поиск сюжета, который отвечает на вопрос «А что происходит с такими, как я?».

Рано или поздно ребенок услышит историю о ком-нибудь «таком, как я» и сюжет начнет обрастать деталями, приключениями, героями (помощниками и злодеями), проблемами и испытаниями. Так на основе того, что он читает и слышит, он формирует дальнейший жизненный план. Это может быть сказка, прочитанная ему матерью или отцом, история, рассказанная бабушкой или дедушкой, или рассказ о каком-то мальчишке или девчонке, услышанный на улице. Но где бы ребенок ни услышал эту историю, она произведет на него такое сильное впечатление, что он сразу поймет и скажет: «Это я!». Услышанная история поможет сформировать сценарий, который он будет пытаться реализовывать всю жизнь.

Сценарий может быть трагическим и банальным, интересным и запутанным, простым и сложным. Это может быть сценарий Победителя, Непобедителя или Неудачника.

Сценарий Победителя

Победителем Эрик Берн называет человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего.

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный". Важно, что при этом родители обеспечивали условия для развития сильной личности, формировали силу воли, давали свободу выбора и ответственность за свои поступки, объясняли, что для того, чтобы добиться успеха, надо прикладывать усилия и преодолевать трудности, показывали на личном примере. И тогда, скорее всего вырастет человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет.

Часто сценарий Победителя возникает как Антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Победители могут создавать массу проблем окружающим, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей.

За победителями наблюдают, о них пишут книги, исследуют их «фирменные» стратегии поведения, лайфхаки.  Они сами любят выступать и рассказывать о себе и своих достижения, делятся секретами своего успеха. Это не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются.

 

Сценарий Непобедителя

Непобедителей важно не путать с неудачниками. Hепобедители – это спокойные и разумны люди, они не впадают в крайности, как победители и неудачники. Они приятны в общении и стараются никому не создавать проблем. Они приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций. Им сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, «бьют по рукам», причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутверждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Сценарий непобедителя банальный – это мыльная опера, мелодрамма.

Сценарий неудачника

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все понятно.

Гораздо интереснее - скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o'кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато, когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. Если им все же удается добиться своих целей, успеха, то тогда они могут стать Победителями, но как правило, они не могут достичь успеха, потому что им все время что-то мешает, и почти добравшись до вершины, катятся вниз.

"Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность. Они все время ходят по кругу, но об этом в следующей статье.

Неудачники умудряются причинять себе и другим  массу неприятностей и проблем.
Сценарии неудачников – это экшен, приключения, трагедия, трагикомедия, водевиль. Они бываю трех степеней тяжести:

I степени – Мелкие неудачи, конфликты. Не сдача экзамена. Сложности в отношениях, ссоры, недопонимание. Сложности в профессиональной деятельности, маленькая зарплата, нет карьерного роста, все время «задвигает» начальство, подсиживают коллеги. Удача обходит стороной. «Со мною все время что-то происходит» - вечно они попадают в разные неприятности.

II степени – Это уже посерьезнее. Увольнение с работы, исключение из университета, потеря вложенных денег, развод и т.д. «На мне порча!» «Все против меня!»

III степень – тяжелая болезнь, инвалидность, судебные разбирательства, тюремный срок, банкротство, смерть, алкоголизм, наркомания и т.д.

Сценарии скрытых неудачников – это путь «через тернии к звездам».

Задание.

Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью? Проанализируйте эти произведения по параметрам:

  • герой, на которого хочется быть похожим;
  • окружение героя;
  • сюжет;
  • завязка – проблема, беда, которую надо решить;
  • кульминация – битва, испытания, преодоление трудностей;
  • помощники;
  • злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание;
  • перечень персонажей, мотивирующих переключение;
  • добро и зло - набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, когда чувствовать себя виноватым, ощущать свою правоту или торжествовать;
  • финал произведения: выигрыш, награда или гибель и расплата;
  • назидание, уроки сказки, мораль.

 

Любимые сказки Победителя. Герой отправляется в путь, преодолевает препятствия, проходит трансформацию, достигает желаемого, получает приз. У него много инструментов, помощников, стратегий.

Сказки Непобедителей. Герой пассивен, счастье на него само сваливается. Не делает ничего и не рискует. Другой вариант, когда герой все-таки что-то делает, но получает не то, что хочет. Примиряется с судьбой, «По крайней мере…», «Зато я…». Смирение с судьбой.

Сказки неудачников. (I степень) Герой делает все, чтобы не достичь успеха, но все же получает приз. (II степень) Герой попадает в серьезные неприятности, но все-таки остается жив. (III степень) Герой погибает, попадает в тюрьму, сходит с ума и т.д.